Гольдберг-вариации

сыграем Баха      по-другому ?

САЙТ МУЗЫКАНТА, педагога, редактора



  • 1.

    (Из истории одной переписки)

    V.C. - (пианистка, закончившая Литовскую Госконсерваторию,
    аспирантуру (камерный ансабль) Санкт-Петербургской Консерватории,
    преподавала 10 лет в Литгосконсерватории, стажировалась в Лондонской королевской Муз.академии; мастер по музыковедению в Лионском университете Lumière II. Учавстница различныхных фестивалей (например, им. Берлиоза в Кот-Сент-Андре в 2001 году) Выступает с концертами в Литве, России, Панаме, Кубе, Японии, Англии и Франции в качестве солиста с различными составами камерной музыки, и как аккомпаниатор певцам и хорам.
    Мастер музыковедения, является автором исследований по Шостаковичу, Брамсу, Танееву и Чюрленису. Сегодня ее карьера сочетает в себе педагогическую и концертную деятельность. Во Франции преподает фортепиано и выступает в концертах с клавирными произведениями Баха) -

    V.C. Здравствуйте, меня заинтересовала Ваша редакция вариаций Гольдберга. Скажите, пожалуйста, даете ли Вы в этой редакции точную расшифровку украшений?
    Если да, то я бы заказала ноты.

    Попов П.А. Здравствуйте, уважаемая V. C. Если под точной расшифровкой Вы понимаете один стабильный, раз и навсегда закрепленный вариант исполнения, то я Вас разочарую. Такое я не предусмотрел. (Думаю, Бах тоже )))  Если же Вам доставляет удовольствие одно и то же место или прием исполнять по-разному, играть различными смысловыми акцентами, то, возможно, то приведенные в конце сборника способы расшифровки мелизмов (из "Клавирной книжечки" Фридемана Баха) Вас удовлетворят. Я сопровождаю свое письмо примером страницы с пьесой и страницы с расшифровкой. Выводы предоставляю Вам. С уважением. Попов П.А.

    V.C.
    Здравствуйте Павел Анатольевич, спасибо Вам за ответ и объяснение. Я хотела бы заказать Гольдберг вариации под  Вашей редакцией.
     

    Попов П.А.
    Здравствуйте, V.C. Ноты выслал авиапочтой.  Высылаю чеки по отправке. Теперь наберитесь терпения дождаться посылки. С  уважением. Попов П.А.

    V.C.

    Павел Анатольевич, спасибо Вам, ноты получила. Еще не успела проиграть, но уже заметила интересную аппликатуру. У меня, конечно же, будет много вопросов, так как я это произведение мало знаю, а мне надо его детально проанализировать. Вы сделали серьезную редакторскую работу, буду с Вами советоваться.
    C благодарностью, V.C

    Попов П.А.
    Здравствуйте, V.C. Спасибо за сообщение о получении нот. ... Желаю творческих открытий.
    С  уважением, Попов П.А.

    V.C.
    Здравствуйте, Павел Анатольевич, начала работать над Гольдберг вариациями и хочу сказать Вам, что мне очень интересно работать с Вашей редакцией. Действительно, данная аппликатура наводит на определенное мотивное мышление и дает импульс к ритмическому решению пьес. Берусь за работу с интересом и желанием, чего не замечала, когда начала работать с редакцией, edition Peters, там аппликатура Мартиенсена. Я обычно вырабатываю свою аппликатуру и никому не верю... Оcобенно мне нравятся Ваши решения вариаций для двух клавиатур. Вопросов у меня будет, думаю, немало в дальнейшем - так что не обессудьте - буду спрашивать.
    В каких тональностях Вы советуете работать? Я как-то это не практиковала, кpоме пятого этюда Шопена... В прошлом году играла ХТК Баха, там мне всe ясно, а вот к вариациям подхожу осторожно.
    Спасибо Вам,
    V.C.

    Попов П.А.
    Здравствуйте, V.C. Рад слышать, что моя аппликатурная редакция пришлась Вам по душе. Несмотря на зарождающийся у Вас азарт, посоветую больше времени посвятить наработке диатонического транспонирования отдельных мотивов (0.5 - 1 такт). Тональности с небольшим количеством знаков. Транспонирование двумя руками симметричной аппликатурой в октаву или в терцию (сексту). Штрих - краткое отталкивание на подобие pizzicato (проверяется на столе одинаковым звуком удара). Бах, помнится, "следил за ясностью и отчетливостью удара". Признак освоенного приема - желание транспонировать его в любой тональности любой рукой.
    Но так - в идеале ))
    Успехов. Попов П.А.

    V.C.
    Здравствуйте Павел Анатольевич, спасибо за письмо, оно дошло.
    ... пытаюсь запомнить вариации Гольдберг, трудно учится, не лезет в голову... Тема и первая вариация запомнились как то сами по себе, без усилий, а вот следующие - тянется все... Может быть, это от напряжения и вечной отвлекаемости на текучие дела и заботы. Как вы этот колосс запомнили?.. По голосам проигрываю, но как-то удерживает память, когда гармоническая картина ясна.
    Редакция Ваша мне очень подходит. Аппликатура местами такая остроумная, что даже весело работать, проблема скрещенных рук отпала. Вначале транспонировала целые эпизоды, потом поняла, что Вы советуете транспонировать мотив, так иду вверх или вниз по полутонам. После такого упражнения изначальная тональность кажется легкой. Штрихи мне даются легко. Тому, кто выучил Вариации на память, все остальное кажется простым.
    Спасибо Вам за советы.
    V.C.

    Попов П.А.
    Здравствуйте, V.C. Полагаю, что стадия выхода на "музыку" в некоторых вариациях еще долго не предвидится. Пусть это Вас не огорчает. Ведь эта ситуация похожа на ситуацию с учениками Баха, которые "в течение нескольких месяцев играли специальные упражнения, сочиненные их учителем. После чего он давал им серьезные произведения" (Форкель, из монографии А.Швейцера). Я и сам, поскольку не имею абсолютного слуха, посидел на подобных упражнениях прилично.  Отработка по голосам - вещь хорошая, но в определенной форме. Самой эффективной я считаю игру всех голосов (или исполняемых одной рукой) при синхронном сольфеджировании одного из голосов. Учит, в определенном смысле, уверенности художественного решения.  Не хочу показаться занудным, но может быть сначала все же превратить отдельные пьесы в "аппликатурные танцы на клавиатуре", или (если позволяет слуховой опыт) в подобие инструментального трио или вокального квартета. Собственно пианизм подключится позже. В методические приемы я добавил бы подчеркнуто контрастное по штриху двухголосие. Да и "художественность" поискал бы в самих приемчиках, темпах, диалогических реакциях голосов. Целыми пьесами человеку без абсолютного слуха учить не посоветовал бы.
    Терпения и легкости. Попов П.А.

    Спустя неделю (или чуть больше)
    Thursday, March 22, 2012 9:25 PM
    Здравствуйте, V.C. Я, конечно, не Бах. Но и мне было бы очень интересно - как ведут себя Гольдберги. Или пальчики. Или  каково Ваше отношение к Баху как педагогу? Хватает ли Вам идей, изложенных аппликатурой? С уважением, Попов П.А.

    23 марта 2012

    V.C.
    Здравствуйте, Павел Анатольевич,
    Гольдберги пошли, лед тронулся, кажется, нащупала внутреннюю жилу. Просто написать руки не дошли, да и суеверие удержало. Нашла свой путь - мне надо просто играть, очень вслушиваясь в гармонию (у меня гармонический слух). До девятой вариации уже почти играю наизусть, само запомнилось, просто прониклась содержанием. Таких моментов cильной сосредоточенности не много - но я их ловлю - и теперь жду свободного часа поиграть вариации..., нe то - ломка начинается...
    Ставлю Вашу редакцию и рядом - петерсовское издание, Ваша аппликатура очень подходит для работы, и вообще потом прилипает, и сохраняется. Есть некая притягательность даже в печати, хотя Ваше издание с мелким шрифтом, но как то располагает к работе больше, даже запоминать легче.
    Баха я ставлю выше других, мои почитаемые - Бах, Бетховен, Брамс...
    Баховская педагогика - да собственно вся она в его письме; особенно нравится отсутствие динамики - не для дураков ведь сочинял!
    Транспонирую по мотивам, но много играю по голосам, и просто ищу ритмическое решение - это действительно способствует запоминанию.
    Словом, сначала бралась без страсти за дело, теперь уже "влипла по-уши" ... а за аппликатуру скрещивающихся пассажей - большое спасибо. Остается... мелочь - украшения в быстрых вариациях.
      V.C.

    V.C.

    Здравствуйте, Павел Анатольевич. ... Очень нравится работа над Голдбергами, такого я не помню, кидаюсь к инструменту когда могу, прямо срослась с этим сочинением. ...

     

    V.C.

    ... Гольдберги меня держут в состоянии религиозного фанатизма...надеюсь это поможет. Интересно, что трудные места запомнились сразу, как только их разобрала,
    Вот то что помню, помню по слуху и руками, и в ноты смотреть не охота; а ведь сколько произведений запоминала "визуально" , а тут - только по слуху...чудно!
    Это большая честь играть Гольдберги. ...

     

    V.C.

    Ура! Сыграла Гольбергов. Народу набилось в зал тьма, сидели на полу. А я вот уже третью ночь не сплю – отхожу ...

 



Link1 | Link2 | Link3

Copyright ©Попов П.А. 2013. All Rights Reserved.