Попов П.А. Предварительные упражнения

сыграем Баха      по-другому ?

САЙТ МУЗЫКАНТА, педагога, редактора

НОТЫ

Попов П.А. Предварительные упражнения по освоению "Инвенций и синфоний" И.С.Баха. -  Воронеж, 2008. - 36 стр.    Цена - договорная.
ISBN 5-86937-048-5

Пример страницы

Приобрести

Сборник составлен из упражнений, которые основаны на музыкальном материале сборника И.С.Баха. Известно, что Бах написал 2-х и 3-х голосные пьесы для занятий с теми учениками, кому уже становилось скучно "месяцами играть упражнения". Из этих упражнений потом и были приготовлены учебные  пьесы. Попов П.А. постарался извлечь из пьес Баха те упражнения, которые, по его мнению, могли служить учебным материалом. На каждую пьесу приходится по 3-4 упражнения, которые следует отрабатывать в разных тональностях, "следя за ясностью и отчетливостью удара". 
Сборник содержит авторские методические указания по применению и изучению этих упражнений. 
Сборник адресован начинающим пианистам (прежде всего, без абсолютного слуха), пианистам-педагогам и любителям фортепианного музицирования.

(Из Методических рекомендаций:

Основные рекомендации по освоению упражнений:

  • Темп — удобный;
  • Штрих — разнообразный (от стаккато и нон легато до комбинированных сочетаний). В комбинированных сочетаниях следует применять штрих на два - четыре звука). При постоянном штрихе необходимо добиваться ровной отчетливой атаки любой клавиши любым пальцем;
  • Фразировка – выпуклая, достигаемая не столько за счет штриха, сколько за счет внутреннего интонирования. Для этого целесообразно совмещать игру с сольфеджированием звеньев секвенции;
  • Регистры – любые. Исполнение упражнений в различных регистрах направлено на упрочение сенсомоторных связей во время игры.

В результате отработки соответствующих упражнений прочно закрепляется необходимое интонирование исполнительских приемов в удобном темпе.

Методика применения упражнений:

  1. Упражнения отрабатываются с различными штрихами с расширением темпового диапазона. Для более способных учеников можно порекомендовать освоение упражнений с иным количеством черных клавиш (предпочтительны тональности, встречающиеся в самой пьесе).
  2. Аналитическая часть разбора пьес. Первоначальный анализ покажет ученику, что проработанные им упражнения – значительная часть музыки пьесы, которую он уже освоил. Не останется без внимания и факт изобретательности Баха в отношении мотивной трансформации («композиторский» аспект). В благоприятном случае ученику будет понятен и тональный план пьесы (если он уже проработал упражнения в соответствующих тональностях).
  3. Следующий этап выучивания пьесы – собственно освоение текста пьесы. Поскольку предварительное освоение упражнений уже даст ученику представление о возможностях ключевых интонаций, акцент его внимания можно сосредоточить на штриховых и динамических деталях фразировки. Индивидуализировать голоса также можно за счет штриха (высокие – острее и легче, низкие – тяжелее и мягче).
  4. Значение упражнений на заключительной стадии освоения пьес уходит в тень, уступая задачам художественного порядка. Однако выполненная предварительная техническая подготовка не останется без последствий. Примененная методика позволит ученику всесторонне овладеть интонационным языком пьесы, ощутить свой технический прогресс и приобщиться к глубокому и разнообразному миру клавирной полифонии И. С. Баха.

Попов П.А.).



Прочитать отзывы.

В 2011 году в Воронежском областном конкурсе педагогического мастерства в сфере культуры и искусства "Лучший преподаватель образовательного учреждения среднего профессионального образования" Попов П.А., как автор данного сборника упражнений, стал Дипломантом в номинации "Автор методической работы".




Материалы - текстовые, нотографические, аудио и видео - данного Сайта предоставляются исключительно в ознакомительных целях и запрещены к распространению в любой форме без письменного согласия правообладателя авторских и смежных прав Попова П.А. 
При цитировании материалов Сайта, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).



Link1 | Link2 | Link3

Copyright ©Попов П.А. 2013. All Rights Reserved.