О редакции ХТК 2 И.С.Баха

сыграем Баха      по-другому ?

САЙТ МУЗЫКАНТА, педагога, редактора


Редакция нотного текста, как известно, проявляется в добавлении к авторскому тексту некоторого количества дополнительных обозначений. Задачи, которые ставят перед собой при этом редакторы, могут быть самого разного происхождения и предназначения.

Особенность редакции П.А.Попова в ее исключительной методической направленности, особенно на скорейшее выучивание нотного текста.


Для того,  чтобы рука почувствовала логику движения и выразительность музыкального оборота, бывает достаточно "подсказать" точную аппликатурную схему решения этого оборота. А дальше вступают в работу подготовка исполнителя, его вкус, память, фантазийность и т.п.

В редакции Попова П.А. обозначены только пальцы. На первый взгляд это может показаться малоинформативным. Ведь давно сложилась такая традиция, когда выполнение обильных редакторских указаний является чуть ли не более важным для развития музыканта, что именно выполнение редакторских инструкций лежит в основе воспитания любви к музыке. И, к сожалению, следует признать, что эта традиция в провинциальной музыкальной школе отдаляет начинающих музыкантов от музыки Баха. В их репертуаре "эта полифония" является одним из самых сложных мест.

Чтобы преодолеть непонимание полифонии, расширить сферу ее популярности среди музыкантов-любителей, следует вернуть ей естественность музыкального мышления.

Первым фактором в решении этой задачи следует считать воспитание слышания полифонии пальцами. Гленн  Гульд выделил такое свое ощущение, возникшее в "школьный" период, как "великое открытие", открытие контрапункта (отсюда и путь к Баху). И это не удивительно. Ведь, еще великий И.С. Бах в личной педагогической практике воспитывал у своих учеников навыки автоматического транспонирования полифонических оборотов, а затем давал им разучивать достаточно сложные пьесы.

Значение таких, моторно ориентированных, навыков сложно переоценить. С одной стороны, они воспитывают игровую уверенность и чувство владения клавиатурой в заданном темпе, с другой - они закрепляют координационные связи типа "слышу - знаю - играю" с любым акцентом внутри, способствуя быстрому запоминанию текста. Наконец, они сильно мотивируют композиторские склонности и способности музыканта.

 Именно на воспитание прочных, синхронно действующих вышеизложенных связей (получивших в профессиональной среде обозначение "слышащая рука") и направлена данная редакция. В ней мотивы обозначены аппликатурно, с метрическими акцентами на нечетных пальцах. Это позволяет реализовывать даже сложные ритмические эффекты. На долю же фразировки в крупном плане, на гибкость отношения к штрихам отводится предостаточно свободы и вариантного фантазирования.

Дальнейшие фазы развития музыканта во многом определяются его профессиональной ориентацией. Но в основе будет лежать комплексное ощущение синхронности слуха, знания и пальцевых ощущений. Тогда редакция, как инструкция, утратит свое вспомогательное значение. И на первый план выйдет Его величество Urtext.

Попов П.А., 10.06.2011




Link1 | Link2 | Link3

Copyright ©Попов П.А. 2013. All Rights Reserved.

$POWERED_BY$