О записи ХТК 2 И.С.Баха в исполнении Павла Попова

сыграем Баха      по-другому ?

САЙТ МУЗЫКАНТА, педагога, редактора

Музыканты обычно верят своим ушам. Поэтому для иллюстрации, суждений, высказанных в этой статье по поводу данной записи, обращайтесь к демо-записи.

Запись «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха  (2-й части) Павел Анатольевич Попов осуществил летом 2012 года в городе Воронеже.

Его исполнение отличается особой, в некоторой степени неожиданной трактовкой данного цикла. Для составления более полной картины и лучшего понимания ценности этой творческой работы целесообразно прокомментировать два момента, которые связанны с  выбором такой трактовки, а именно:

Подробнее …

1) характер специфики отношений, которые устанавливаются между исполнителем и авторским текстом (нотами, а в устах исполнителей – музыкой);

2) исполнительская позиция в отношении выразительных черт авторского письма, которые еще не получили должной реализации  в трактовке 2 части ХТК.

1) Аспект отношений, устанавливаемых между исполнителем и авторским текстом (на языке исполнителей – музыкой), касается форм и условий существования музыкального произведения в триаде «автор-исполнитель-слушатель». А эти вопросы, в свою очередь, являются как одними из основополагающих в музыкознании, так и базовыми для данной интерпретации. 

 Говоря об отношениях исполнителя и авторского текста, один из авторитетнейших интерпретаторов клавирной музыки Баха – Гленн Гульд (2-я половина 20 века) – считал, что «существуют 2 категории музыкантов. К одной из них можно отнести музыкантов, старающихся внушить слушателю, что есть некая связь между ними и инструментом, и наше внимание в первую очередь направляют именно на эту связь, на свою особую одаренность. Таковы Лист, Паганини и многие виртуозы позднего времени. Ко 2-й категории относятся музыканты, пытающиеся обойти вопрос техники и создать иллюзию непрерывной связи с исполняемой музыкой, в результате и музыкант, и слушатель перестают обращать внимание на поверхностные факторы виртуозности и инструментального эксгибиционизма и полностью сосредоточиваются на духовной стороне исполняемого произведения» (из сборника интервью с Гленном Гульдом  «Я – не эксцентрик»). Самым ярким представителем второй категории музыкантов Гленн Гульд считал Святослава Рихтера.

 Считаясь сторонником 2-й категории музыкантов, Гульд особо выделял и исполнительскую манеру Артура Шнабеля – «Когда его слушаешь, перестаешь замечать тактовые черты, хотя в то же время ритмический строй остается очень ясным и пластичным, и внутренний ритм пульсирует. … Он словно смотрел на музыку в упор, минуя инструмент. Складывалось впечатление, что его интересует только структура» (из сборника интервью с Гленном Гульдом  «Я – не эксцентрик»).

 Для верного понимания интерпретационной идеи Павел Попов стремился создать условия восприятия, характерные именно для музыкантов второй группы.

 Говоря о специфике отношений исполнителя и авторского текста, следует отметить еще один фактор. Тот, который помогает сделать музыку Баха «ближе». Это создание особой акустической обстановки. По мнению того же Гленна Гульда, многие годы посвятившего работе в студии, «запись должна создавать интимные отношения между слушателем и музыкальным произведением. Поэтому в акустическом плане она должна звучать сфокусировано и приближенно. Звуку фортепиано не нужно достигать последних рядов балкона, ведь он предназначен для микрофона стоящего на расстоянии двух метров. … (Бах, кстати, сочинял для слушателей, сидящих близко к инструменту.)  То же самое происходит и в кино: одна и та же роль играется по-разному на сцене и на экране» (там же).

 Запись данной версии ХТК выдержана в духе высказывания Гульда. Благодаря специальным акустическим условиям полифоническая ткань становится очень внятной и разборчивой, структура пьесы наглядной, а общее впечатление более конкретным и предметным.  Нотный текст будто приобретает рельефность и объемность. 

2) Теперь рассмотрим данную запись со второго ракурса, а именно: что же принципиально нового добавляет данная версия ХТК к уже имеющимся записям этого цикла?

 Знакомство с записями различных крупных интерпретаторов  ХТК – Розалин Тюрек, Марии Юдиной, Святослава Рихтера, Гленна Гульда, Эдвина Фишера, Владимира Фельцмана, Евгения Королева, Андраша Шиффа и др. – позволяет говорить о наличии у них общей исходной интерпретационной установки по отношению к баховскому тексту. Суть ее можно определить интерпретированием этих пьес с точки зрения пианиста-солиста. Их исполнению свойственны: чуткая агогика, тонкость динамических контрастов, использование свойств окружающего пространства, ощущаемое удовольствие от звука любимого инструмента (в отношении последнего Гленн Гульд считается исключением). Ряд свойств сольного исполнения можно продолжать. И естественно, что трактовка пьес данного цикла  осуществляется, исходя из понимания исполнителями автора, прежде всего, как сольно-клавирного музыканта.

 В данной же записи 2-й части ХТК исполнитель опирается на иные, чем сольно-клавирные, выразительные качества текста, и, следовательно, стремится раскрыть другие профессиональные достоинства великого композитора. Ко времени написания 2-й части ХТК (1744 год) Бах уже является не только мастером клавирной импровизации, но и мастером в области ансамблевой, оркестровой, вокальной и хоровой музыки, знатоком различных музыкальных жанров народов Европы, тонким психологом (Гольдберг-вариации -1741 год).

 В своей записи ХТК Павел Попов сделал акцент на вокально-хоровую и ансамблево-оркестровую манеры изложения. Эти манеры изложения проявляются в выборе таких выразительных средств, как: более стабильные темпы (музыка исполняется словно под дирижерскую палочку), тембровое уподобление приемам оркестрового письма и характерным штрихам (переклички оркестровых групп, контрасты ансамблевого  звучания и тутти, пиццикато, духовое или струнное стаккато, струнное деташе и т.д.), типичная для коллективного исполнения манера замедления в конце (с дроблением дирижерского жеста) и т.п.

 Очевидно, что данное исполнение  вносит существенные  дополнения, как к композиторскому  портрету самого композитора, так и к характеристике его весьма популярного клавирного цикла.

 Попов Павел Анатольевич,

 педагог, интерпретатор и редактор

 клавирных пьес И.С.Баха.

 24.11.2012

Заказать аудио-запись "И.С.Бах. ХТК, 2 ч. Исполняет Павел Попов".

Link1 | Link2 | Link3

Copyright ©Попов П.А. 2013. All Rights Reserved.

$POWERED_BY$